— Мама, а если в номере твоего телефона переставить цифры и позвонить, у тебя телефон зазвенит?
— Нет, сынок, не зазвенит.
— Почему же? Ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется!
Готовность к школьному обучению зависит от того, насколько хорошо у дошкольника развито мышление, в первую очередь словесно-логическое.
А что такое словесно-логическое мышление?
Это способность сравнивать, анализировать, обобщать, делать собственные умозаключения и рассуждать, формулировать собственные мысли и рассказывать истории.
Виды мышления дошкольников
Их три:
НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ
НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ
СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ
Наглядно-действенное мышление интенсивно развивается в младшем детском возрасте и связано с тактильным взаимодействием с предметами, в первую очередь, с игрушками.
К четырем годам наши дети научаются представлять предметы и явления, совершать действия мысленно «в уме». То есть осваивают наглядно-образное мышление.
А в шесть-семь лет у детей интенсивно формируется словесно – логическое мышление, то есть способность
- обобщать,
- сравнивать,
- устанавливать причинно – следственные связи,
- рассуждать.
И эти четыре способности можно и нужно развивать, потому что навыки словесно- логического мышления определяют, насколько легко ребенок будет справляться со школьными заданиями.
Основные этапы и закономерности развития речи дошкольников
Ошибочно думать, что развивать речь стоит, когда ребёнок подрастёт или уже заговорит. С первых дней жизни он «впитывает» все данные о находящемся вокруг мире, которые только может получить.
Младенец к четырём месяцам
начинает «агукать», «гулить», издавать звукоподражательные звуки, а в полгода начинает правильно различать интонации, узнавать знакомые голоса.
Когда ребёнку исполняется годик,
он начинает уяснять отдельные слова и ассоциировать их с определёнными предметами и людьми. Способен понять простую просьбу в духе: «Посмотри на маму».
В два — три года
ребёнок усваивает почти все звуки, трудность все ещё могут представлять шипящие, свистящие и сонорные, и овладевает словарным запасом в 200-700 слов. Когда его спросят, называет своё имя, имена родных, сталкиваясь с незнакомыми предметами или явлениями, задаёт вопросы об их названии.
В возрасте четырёх — пяти лет
речь заметно усложняется, ребёнок использует сложносочинённые и сложноподчинённые обороты, не пропускает звуки, без запинки произносит простые слова. В это время формируется логическое мышление. Ребёнок активно рассуждает на тему, отчего этот предмет назван так, а не иначе: черника – потому что чёрная и т. д.
Старший дошкольный возраст (5-7 лет)
характеризуется формированием чёткой монологической речи и диалога. Пересказ небольших историй в собственной интерпретации или обсуждение правил игры. Ребенок может составлять развернутые рассказы по картинкам, сочинять свои истории.
За развитием ребёнка нужно не только наблюдать, но и активно в нём участвовать. В дошкольном возрасте сознание детей особенно гибкое. И практически все дети способны к обучению. Каждый из них в своём темпе осваивает художественную речь и начинает использовать её осмысленно.
Наши дети очень талантливы, в каждом заложены способности и таланты. Подтолкните их любознательность. При помощи несложных упражнений тренируйте их способность думать и выражать свои мысли словами. Не жалейте затраченного времени. Оно обязательно окупится. Ваш ребенок будет готов к школе, будет учиться без лишней нервотрепки. И вам не придется расстраиваться по поводу его успеваемости и оценок.
Игры на развитие словесно-логического мышления дошкольников
Для начала немного юмора.
— Доченька, сколько будет шесть плюс четыре?
— Доченька долго молчит. Папа не выдерживает:
— Но ведь это очень легко! Будет десять!
— Почему? – удивляется девочка. — Ведь ты вчера говорил, что десять – это семь плюс три!
Сын спрашивает у мамы:
— Мам, как правильно написать: какаИшь или какаЕшь?
— А зачем это тебе?
— Я хочу написать Алечке письмо.
— Но зачем тебе это слово? Что ты хочешь ей написать?
— Я хочу написать: «Какая ж ты красивая!»
Как развивать мышление и речь у дошкольников?
Конечно же, играючи. Игры увлекательны и дети с удовольствием в них участвуют.
Для развития словесно — логического мышления существуют самые разные игры
Математические
- формирующие навыки счета и абстрактное мышление,
- стимулирующие поиск общего и частного, главного и второстепенного.
Речевые игры, позволяющие
- расширить словарный запас,
- развить способность рассказывать связные истории,
- облечь в слова свои мысли,
- на слух воспринять новую информацию,
- описать характер людей и животных, признаки предметов.
Литературные игры, приучающие
- понимать других и сопереживать им,
- включать воображение и фантазию,
- рассуждать на тему, что такое хорошо и что такое плохо,
- сочинять.
Например, моему сыну очень нравилась игра «Знакомая сказка с неизвестным концом». Он с удовольствием придумывал, почему, например, лиса не съела Колобка. Возможно, Колобок был слишкоми чумазый, так как катился по лесной тропе. И его невозможно было взять в рот. Или, может быть, он уже стал черствым, так как долго стоял на окне. И лиса побоялась сломать свои зубки.
А моя племянница, начиная с пяти лет , начала играть в «интервью». Усаживала гостей, выбирала тему и гостя студии, который должен был отвечать на ее вопросы.
Дети быстро осваивают правила таких игр и, освоив их при помощи родителей, с большим интересом играют друг с другом, уже без вмешательства взрослых.
Это очень важно регулярно подбрасывать в топку детской фантазии новые игры и упражнения.
Получите в Подарок — книжку «Развиваем мышление. Игры с детьми 5-7 лет»
Ваши усилия обязательно принесут плоды, если Вы будете заниматься со своими дошколятами регулярно и целенаправленно, понимая, какие навыки развиваете.
А мы будем публиковать полезные статьи, которые облегчат вам эту задачу.
Автор статьи Наталия Розанова-Тесакова
Освойте навыки сочинения «Сказки-малышки за 30 минут»
© При копировании материала или его части прямая ссылка на сайт и авторов обязательна