Развиваем словесно – логическое мышление. Готовимся к школе

— Мама, а если в номере твоего телефона переставить цифры и позвонить, у тебя телефон зазвенит?
— Нет, сынок, не зазвенит.
— Почему же? Ведь от перемены мест слагаемых сумма не меняется!

Готовность к школьному обучению зависит от того, насколько хорошо у дошкольника  развито мышление, в первую очередь словесно-логическое.

А что такое словесно-логическое мышление?

Это способность сравнивать, анализировать, обобщать, делать собственные умозаключения  и рассуждать, формулировать собственные мысли и рассказывать истории.

tip logicheskogo myshleniya

Виды мышления дошкольников

Их три:

НАГЛЯДНО-ДЕЙСТВЕННОЕ

НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОЕ

СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОЕ

Наглядно-действенное мышление интенсивно развивается в младшем детском возрасте и связано с тактильным взаимодействием с предметами, в первую очередь, с игрушками.

К  четырем  годам наши дети научаются представлять предметы и явления, совершать действия мысленно «в уме».  То есть осваивают наглядно-образное мышление.

А в шесть-семь  лет  у детей интенсивно формируется  словесно – логическое мышление, то есть способность

  • обобщать,
  • сравнивать,
  • устанавливать причинно – следственные связи,
  • рассуждать.

И эти четыре способности можно и нужно развивать, потому что  навыки словесно- логического мышления определяют, насколько легко ребенок будет справляться со школьными заданиями.

k_shkole gotov

Основные этапы и закономерности развития речи дошкольников

Ошибочно думать, что  развивать речь стоит, когда ребёнок подрастёт или уже заговорит. С первых дней жизни он «впитывает» все данные о находящемся вокруг мире, которые только может получить.

Младенец   к четырём месяцам

начинает «агукать», «гулить»,  издавать звукоподражательные звуки, а в полгода начинает правильно различать интонации, узнавать знакомые голоса.

Когда ребёнку исполняется годик,

он начинает уяснять отдельные слова и ассоциировать их с определёнными предметами и людьми. Способен понять простую просьбу в духе: «Посмотри на маму».

В два — три года

ребёнок усваивает почти все звуки, трудность все ещё могут представлять шипящие, свистящие и сонорные, и овладевает словарным запасом в 200-700 слов. Когда его спросят, называет своё имя, имена родных, сталкиваясь с незнакомыми предметами или явлениями, задаёт вопросы об их названии.

В возрасте четырёх — пяти лет

речь заметно усложняется, ребёнок использует сложносочинённые и сложноподчинённые обороты, не пропускает звуки, без запинки произносит простые слова. В это время формируется логическое мышление. Ребёнок активно рассуждает на тему, отчего этот предмет назван так, а не иначе: черника – потому что чёрная и т. д.

Старший дошкольный возраст (5-7 лет)

характеризуется формированием чёткой монологической речи и диалога. Пересказ небольших историй в собственной интерпретации или обсуждение правил игры. Ребенок может  составлять развернутые рассказы по картинкам, сочинять свои истории.

За развитием ребёнка нужно не только наблюдать, но и активно в нём участвовать. В дошкольном возрасте сознание детей особенно  гибкое. И практически все  дети  способны к обучению. Каждый из них в своём темпе осваивает художественную речь и начинает использовать её осмысленно.

Наши дети очень талантливы, в каждом заложены способности и таланты. Подтолкните их любознательность. При помощи несложных упражнений тренируйте их способность думать и выражать свои мысли словами. Не жалейте затраченного времени. Оно обязательно окупится. Ваш ребенок будет готов к школе, будет учиться без лишней нервотрепки. И вам не придется расстраиваться по поводу его успеваемости и оценок.

doshkolniki-slovesnoye myshleniye

Игры на развитие словесно-логического мышления дошкольников

Для начала немного юмора.

—  Доченька, сколько будет шесть плюс четыре?
—  Доченька долго молчит. Папа не выдерживает:
—  Но ведь это очень легко! Будет десять!
—  Почему? – удивляется девочка. — Ведь ты вчера говорил, что десять – это семь плюс три!

 

Сын спрашивает у мамы:
— Мам, как правильно написать: какаИшь или какаЕшь?
— А зачем это тебе?
— Я хочу написать Алечке письмо.
— Но зачем тебе это слово? Что ты хочешь ей написать?
— Я хочу написать: «Какая ж ты красивая!»

doshkolniki razvivaut slovesnoye myshleniye

Как развивать мышление и речь у дошкольников?

Конечно же, играючи. Игры увлекательны  и дети с удовольствием в них участвуют.

Для развития словесно — логического мышления существуют самые разные игры

Математические

  • формирующие навыки счета и абстрактное мышление,
  • стимулирующие поиск общего и частного, главного и второстепенного.

Речевые игры, позволяющие

  • расширить словарный запас,
  • развить способность рассказывать связные истории,
  • облечь в  слова свои мысли,
  • на слух воспринять новую информацию,
  • описать характер людей и животных, признаки предметов.

Литературные игры, приучающие

  • понимать других и сопереживать им,
  • включать воображение и фантазию,
  • рассуждать на тему, что такое хорошо и что такое плохо,
  • сочинять.

Например, моему сыну очень нравилась игра «Знакомая сказка с неизвестным концом». Он с удовольствием придумывал, почему, например, лиса не съела Колобка. Возможно, Колобок был  слишкоми чумазый, так как катился по лесной тропе. И его невозможно было взять в рот. Или, может быть, он уже стал  черствым, так как  долго стоял на окне. И лиса побоялась сломать свои зубки.

А моя племянница, начиная с пяти лет , начала играть в «интервью». Усаживала гостей, выбирала тему и гостя студии, который должен был отвечать на ее вопросы.

Дети быстро осваивают правила таких игр и, освоив их при помощи родителей, с большим интересом  играют  друг с другом, уже без вмешательства взрослых.

text razvitiye rechi u doshlolnikov

Это очень важно  регулярно подбрасывать в топку детской фантазии новые игры и упражнения.

Получите  в Подарок — книжку «Развиваем мышление. Игры с детьми 5-7 лет»

Ваши  усилия обязательно принесут плоды, если Вы будете заниматься со своими дошколятами регулярно и целенаправленно, понимая, какие навыки развиваете.

ogon-tvorchestva

А мы будем публиковать полезные статьи, которые облегчат вам эту задачу.

Автор статьи Наталия Розанова-Тесакова

 Освойте навыки сочинения «Сказки-малышки за 30 минут»

knopka

© При копировании материала или его части прямая ссылка на сайт и авторов обязательна